Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Воспитание без насилия

Дата: 15 декабря 2017 в 14:36, Обновлено 4 декабря 2023 в 11:43





ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ В СИТУАЦИИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ


Рекомендации родителям

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА


ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ВОСПИТАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ


ПАМЯТКА СВИДЕТЕЛЮ НАСИЛИЯ





Профилактика домашнего насилия

  

      К сожалению, проблема насилия в семье по-прежнему остается актуальной. Одна из существенных причин насилия в семье - трудовая незанятость: неработающими совершено более четверти «бытовых» преступлений. Десятая часть - имеющими судимость, почти треть - в состоянии алкогольного опьянения.

     К лицам, совершающим насилие в семье, принимаются меры административно-принудительного и профилактического воздействия.

  Как правило, привлечение к административной ответственности является эффективным инструментом воздействия к «семейным дебоширам», позволяющим предупредить наступление возможных тяжелых последствий их противоправного поведения.

       Вместе с тем, данных мер воздействия не всегда бывает достаточно. Поэтому, для предупреждения совершения тяжких и особо тяжких преступлений против личности, по отношению к правонарушителям применяются меры по возбуждению в отношении них уголовных дел «превентивной» направленности.

  Одной из эффективных и крайних мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, является направление лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, в лечебно-трудовые профилактории (далее - ЛТП) для прохождения курса медико-социальной реадаптации. За истекший период 2020 года направлено в ЛТП более 20 граждан.

    Также по отношению к лицам, допускающим правонарушения в семье, активно применяется такой инструмент, предусмотренный Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее – Закон), как защитное предписание, устанавливающее гражданину, который совершает насилие в семье, ограничения на совершение определенных действий.

   В соответствии со ст.31 Закона, защитное предписание применяется после вынесения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное ст.ст.9.1, 9.3, 17.1 КоАП Республики Беларусь, совершенное по отношению к члену семьи, к гражданину:

 которому вынесено официальное предупреждение по основаниям, предусмотренным абзацами третьим или пятым части второй ст.26 настоящего Закона. При этом защитное предписание применяется в течение года после объявления такого официального предупреждения;

 в отношении которого осуществляется профилактический учет по основаниям, предусмотренным абзацами третьим или четвертым части второй ст.28 Закона.

     Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно вынесено, на срок от 3 до 30 суток запрещается:

   предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье;

 посещать места нахождения гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;

   общаться с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

        За текущий период 2020 года вынесено 18 защитных предписаний, в том числе 18 с удалением из совместного с «жертвой насилия» жилища.    Для таких граждан созданы комнаты для лиц, которым вынесено защитное предписание.

         За невыполнение требований защитных предписаний по отношению к лицам, их несоблюдающим, возможно применение мер административного воздействия посредством составления протоколов об административном правонарушении по ст.23.4 и ч.2 9.1 КоАП Республики Беларусь.

     Кроме того, во всех районных центрах области созданы и функционируют «кризисные комнаты» для жертв семейного насилия, в которых данные лица могут бесплатно находиться до 30 дней. За указанное время им оказывается весь спектр помощи, в том числе психологической, для преодоления негативных последствий оказанного на них противоправного воздействия. Получить информацию по вопросам помещения в «кризисную комнату»  можно у сотрудников ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Октябрьского района г.Витебска» по телефонам: 63-20-86, 63-20-00, МТС 8033 904-68-07.

       Органами внутренних дел, в свою очередь, также проводятся мероприятия по информированию «жертв насилия» в семье о возможностях государственных органов по оказанию квалифицированной помощи, путем применения информированных согласий, которые в дальнейшем по подведомственности направляются в территориальные центры по социальной защите населения.

        Если Вам стало известно о фактах семейного неблагополучия, если Ваши родные и близкие злоупотребляют спиртными напитками, устраивают конфликты в быту, создавая невыносимые условия совместного проживания, для проведения работы со стороны сотрудников милиции по устранению данных причин, просим незамедлительно сообщать об этом по телефонам: 511-22-07 (МТС), 324-24-89 (Вел), 33-97-02 (ГТС), 102, которые работают круглосуточно, либо лично обращаться в Октябрьский РОВД по адресу: г. Витебск, ул. Суворова, 30.

    Также, для лиц, пострадавших от домашнего насилия, на постоянной основе действует общенациональная «горячая линия» (т.8-801-100-8-801), посредством которой можно бесплатно, анонимно получить консультацию по вопросам насилия в семье.

ООПП ОВД


 Предлагаем Вашему вниманию

буклет "ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАСИЛИЯ".

В нём раскрываются такие вопросы, как:

виды и последствия насилия в семье;

даются определения физического,

эмоционального (или психологического)

насилия; к чему может привести неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка; особенности поведения детей, способные привести к насилию со стороны родителей, а так же раскрыты ситуации в семье, которые могут спровоцировать насилие старшего ребенка по отношению к младшему; даны рекомендации как воспитать ребенка без насилия 

(ссылка  на буклет - https://www.unicef.by/uploads/models/2017/02/b03.pdf).


Буклет "ПРАВА ДЕТЕЙ для ДЕТЕЙ!!!"

(ссылка на буклет - https://www.unicef.by/uploads/models/2017/02/bel_01.pdf)

«Телефоны доверия» (психологической помощи)

Республиканская
«Детская телефонная линия»

Детская телефонная линия  8-801-100-1611 - специальный проект, призванный оказать помощь детям, пострадавшим от насилия. 

Звонки на линию бесплатны с любого телефона на всей территории Республики Беларусь. 

Детская линия 8-801-100-1611 работает круглосуточно и без выходных.

8-801-100-1611

«Телефон доверия»  г. Витебск (круглосуточно)

8 (0212) 61-60-60

Центр дружественного отношения

к подросткам

«Центр здоровья молодежи» на базе учреждения здравоохранения «Витебский областной детский клинический центр», г.Витебск, ул. Чкалова, 14В, 8 (0212) 57-24-71 (график работы «телефона доверия»: понедельник-пятница,  c 8.00 до 12.00), 

справка 8 (0212) 57-78-79

8 (0212) 57-24-71

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, пренебрежение основными потребностями ребенка, физическое, сексуальное.

Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.

Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.


Отвержение неприятие ребенка, принижение его достоинства: враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное; высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т.п.); превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.

Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место: угроза оставить ребенка в опасной ситуации, поместить в страшное место (например, ребенок боится темноты, а родители запирают его в темной комнате, надеясь, что таким образом они помогают избавиться ребенку от этого страха);

угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу»);

угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).

Изоляция – лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его. У ребенка в этом случае возникает ощущение полного одиночества, изоляции от других людей.

Развращение – побуждение ребенка к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельностью; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим.

Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье и в образовательных учреждениях.


Поведенческие признаки психологического (эмоционального) насилия

0-1 год: нарушение сна и аппетита, плаксивость, отсутствие реакций на окружающих либо небезопасная привязанность;

1-3 года: недостаточность активного внимания (не задерживается внимание на объектах), агрессивность, задержка речевого развития, неразборчивая привязанность к малознакомым взрослым, отсутствие навыков самообслуживания;

3-6 лет: трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, несформированность социальных навыков, прилипчивость;

6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение;

подростки (неспецифические признаки): депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).

Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка.

Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей: отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного развития.

Пренебрежение основными нуждами ребенка заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.

Формы пренебрежения нуждами ребенка: оставление ребенка без присмотра; не предоставление ребенку медицинской помощи; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); отсутствие получения адекватного образования.

Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка: недостаточный возрасту вес и рост; санитарно-гигиеническая запущенность; попрошайничество; воровство пищи; непосещение школы, плохая успеваемость; повышенная утомляемость, апатичность; задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов; беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.

Наиболее часто пренебрежение основными нуждами ребенка наблюдается в семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше.

Игнорирование безопасного окружения ребенка может оказаться смертельным для него. По данным Министерства здравоохранения России, 70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14 лет происходит из-за недосмотра и из-за невнимательности родителей или других близких людей.

Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания со стороны взрослых, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от холода, недоедания, болезней. Пренебрежение основными нуждами ребенка часто сочетается с физическим и психическим насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом сексуального посягательства со стороны педофилов, которые могут завоевать их привязанность, делая небольшие подарки.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.

Признаки физического насилия: синяки; царапины и рубцы; ожоги; ссадины; различного рода травмы.

Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки (до 90% всех повреждений). О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, в области половых органов, на щеках и т.д.; очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур, палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.


Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:

Для детей до 3 лет: малоподвижность (при отсутствии биологических обстоятельств), боязнь родителей или взрослых, плаксивость, печальный внешний вид ребенка, редкая улыбка, агрессивность.

Дошкольный возраст (3-6 лет): пассивность, уступчивость, заискивающее поведение; псевдовзрослое поведение, агрессивность, в т.ч. по отношению к животным, лживость.

Младший школьный возраст: стремление скрыть травму (непереодевание на физкультуру), нежелание возвращаться домой после школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из дома, плохая школьная успеваемость.

Подростковый возраст: любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, депрессивные состояния, суицидальные попытки.


Заподозрить физическое насилие в отношении ребенка можно, если наблюдаются:

1. Неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями у детей (исключение – гиперактивные дети).

2. Несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам родителей.

3. Немотивированный отказ родителей от обращения за медицинской помощью для ребенка.

4. Наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать жестокое обращение (соматические или психологические заболевания, неусидчивость, родились недоношенными).

5. Предъявление со стороны родителей требований к ребенку, которые не соответствуют его физическому или интеллектуальному развитию.

Некоторые дети являются более устойчивыми к физическому насилию. С этим связан миф о «пользе» физического наказания. Но, не смотря ни на что, ни при каких обстоятельствах применение физических наказаний по отношению к детям недопустимо.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий; демонстрация порнографических и эротических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.


Классификация сексуального насилия:

Сексуальная эксплуатация – взрослый злоупотребляет беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения.

Эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития.

Подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.

Сексуальное насилие в отношении детей очень скрытое, но далеко не редкое явление. Жертвами сексуального насилия могут стать дети любого возраста.Сексуальное насилие в отношении ребенка зачастую совершается в семье. Сексуальное насилие в семье (инцест) – это серьезное нарушение внутрисемейных отношений, которому всегда предшествует более или менее выраженное эмоциональное пренебрежение или плохое обращение. Это намерение отца (отчима) удовлетворить свои сексуальные потребности, пренебрегая своими родительскими обязанностями.


Признаки перенесенного сексуального насилия: повреждения генитальной, анальной областей в виде синяков, ссадин, припухлостей, разрывов, кровоизлияний или нарушения целостности девственной плевы; заболевания, передающиеся половым путем; инфекции мочевыводящих путей; энурез и/или энкопрез; нервно-психические расстройства; психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.).

Перечисленные виды жестокого обращения и насилия редко встречаются по отдельности. Часто ребенок испытывает на себе 2-3 вида жестокого обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие его личности.


Последствия насилия в семье для развития ребенка

Все дети, пострадавшие от жестокого обращения и перенесшие насилие, пережили психологическую травму, которая будет отрицательно влиять на личностное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка.

Тяжесть последствий насилия будет зависеть: от вида насилия, возраста ребенка, от реакции окружающих, ситуации. Последствия насилия для ребенка будут серьезнее и тяжелее, если оно совершается близким человеком, например, папой или мамой.

Основные последствия сексуального насилия: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол); нарушение эмоционально-волевой сферы; неуверенность в себе, заниженная самооценка; агрессивность (часто немотивированная); нарушение познавательной деятельности.

Опыт сексуального насилия, перенесенного в детстве или подростковом возрасте, повышает риск стать жертвой сексуального насилия в зрелом возрасте.

Основные последствия физического насилия: агрессивность (например, ребенок жестко относится к животным); пассивность; замкнутость, отсутствие друзей; псевдовзрослое проведение; эмоциональная нестабильность; плохая школьная успеваемость.

Последствия физического насилия могут быть самими разными: от незначительных нарушений и до грубых отклонений, включая психопатологии, саморазрущающее и асоциальное поведение. Это определяется возрастом ребенка, его особенностями, характером отношений с наказывающим родителем, силой и способом наказаний.

Основные последствия психического насилия: задержка физического, психического и эмоционально-волевого развития; эмоциональная незрелость; страхи, фобии; нарушенная привязанность (отсутствие доверительных, теплых отношений с родителями); психосоматические заболевания (это телесная реакция организма на психологическую травму: гипертоническая болезнь, язва желудка, бронхиальная астма, кожные заболевания); нарушение познавательной деятельности.

Эмоционально теплые отношения ребенка с родителями или лицами, их замещающими, в первые годы жизни, являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки, вызывает существенные психические и поведенческие расстройства, которые будут проявляться во взрослом возрасте. Психологическое насилие может начинаться, когда ребенок находится еще в утробе матери – он нежеланный, лишний, его уже не любят.

Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно неблагополучная семья, например, где родители злоупотребляют спиртными напитками. Часто это семья с хорошим материальным достатком, благоустроенным жильем, но в семье происходит насилие в отношении ребенка.

Самое страшное то, что в будущем модель поведения родителей, станет стандартом поведения ребенка. Например, если его родители применяли физическое наказание, то став взрослым, он тоже будет использовать ремень в своей семье.


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.